
Кино вне политики? Кто участвует в российских кинофестивалях
Правда ли, что западные кинорежиссеры массово бойкотируют Россию? Действительно ли на главном российском кинофестивале больше не показывают фильмы из США и Британии? Кто ушел, кто вернулся, а кто — выигрывает призы, но не приезжает на церемонии награждения?
Мы изучили, как изменилась география участников нескольких российских кинофестивалей после событий 2022 года. Данные, инсайды, комментарии экспертов — рассказываем, что на самом деле происходит на международных смотрах в России.
Какие фестивали мы исследовали?
Согласно данным министерства культуры РФ, в 2024 году в РФ насчитывалось 110 фестивалей, имеющих статус международного (перечень международных кинофестивалей формируется самим министерством). Правда, многие из них являются локальными или нишевыми и проходят незаметно для массового зрителя.
Закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» позволяет фестивалям показывать фильмы, не имеющие (или не получившие) прокатное удостоверение. Это значит, фактически международные кинофестивали могут играть роль альтернативной формы проката.
Для нашего исследования мы изучили программу пяти крупнейших российских кинофестивалей.
Мы исследовали состав стран-участниц ММКФ — самого масштабного российского кинофестиваля, международного кинофестиваля «Зеркало» и трех смотров, фокусирующихся на документальном кино, — «Докера», «Послания к человеку» и «Флаэртианы».
Комментарий Сергея Сычева, кинокритика и кандидата филологических наук
Большое число документальных кинофестивалей в России связано с разницей в бюджете: неигровые фильмы дешевле игровых. Несмотря на поддержку министерства культуры и региональных властей, другие российские смотры имеют куда более скромный бюджет, чем ММКФ. На небольшие деньги собрать насыщенную программу из документального кино проще, чем из художественного, так как цена на такие картины ниже.
Московский международный кинофестиваль (ММКФ)
Самый крупный и известный российский фестиваль. Впервые был проведен в 1935 году, а с 1959 года стал регулярным. ММКФ финансируется из государственного бюджета и является крупным смотром, который ежегодно показывает более 200 фильмов. До февраля 2022 года он входил в число значимых международных фестивалей в глобальном масштабе. На ММКФ привозились главные мировые премьеры, в том числе отмеченные на других крупных кинофестивалях по всему миру. Так, например, в 2021 году в Московском фестивале участвовал фильм «Безумное кино для взрослых» — победитель Берлинале того же года, участник смотров в Сан-Себастьяне, Карловых Варах и многих других; картина «Кровопийцы», вошедшая в основную программу Берлинского и Роттердамского фестивалей, взяла в Москве специальный приз жюри.
После февраля 2022 года значимость кинофестиваля снизилась, так как политическая напряженность между Россией и западными странами повлияла на его репутацию. Так, весной 2022 года Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров FIAPF приостановила аккредитацию ММКФ. На данный момент эту аккредитацию имеют всего 14 фестивалей игровых фильмов с конкурсной основой.
«Зеркало»
Фестиваль имени Андрея Тарковского, основанный в 2007 году и проходящий на родине режиссера в Ивановской области. С 2024 года носит название «Международный фестиваль кино, музыки и архитектуры “Зеркало. Философия Тарковского”». Смотр позиционируется как «премьерная площадка для современного авторского кинематографа». Ежегодно демонстрирует зрителям около 150 фильмов, большинство из которых художественные. Основной конкурс также проводится среди игровых картин.
«Послание к человеку»
Проводится в Санкт-Петербурге с 1989 года. Фестиваль показывает документальные, короткометражные, игровые и анимационные фильмы. Несмотря на это, основой смотра является документалистика. Кинофестиваль был заметен на мировой арене, и был одним из двух российских фестивалей, имевших до весны 2022 г. международную аккредитацию FIAPF.
«Флаэртиана»
Пермский кинофестиваль, основанный в 1995 году. Он посвящен документальному кино, созданному в духе работ режиссера Роберта Флаэрти. Комиссия фестиваля стремится отбирать «фильмы — портреты современников», в которых «человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии».
«Докер»
Фестиваль авторского документального кино, который проходит в Москве с 2015 года. Его цель — «исследование и демонстрация в России всевозможных жанров и форм мирового документального кинематографа как отдельного направления киноискусства».
Кто остался? Большинство стран сохранили свое присутствие на российских фестивалях
Все рассматриваемые нами фестивали имеют государственное финансирование, и в глазах зарубежных стран в большей или меньшей степени могут ассоциироваться с действиями России на мировой арене. Несмотря на это, география участников российских кинофестивалей продолжает быть разнообразной.

Ряд стран продолжил участвовать во всех пяти рассмотренных отечественных смотрах. Главные позиции занимают, в основном, Россия и западные страны. Германия в 2018–2024 гг. представила 47 фильмов (из них 16 за 2022-2024 гг.), Франция — 40 (21), Китай — 22 (14). Также ежегодно в списке конкурсантов находятся картины, произведенные в Нидерландах и Италии.
Помимо этого свое присутствие сохранили Аргентина, Сербия, Иран, Турция, Румыния, Канада, Мексика, Болгария, Австрия и другие менее заметные страны-участницы.
Некоторые страны не были представлены ни на одном из пяти фестивалей в определенные годы, но продолжили участвовать в дальнейшем. Так, в 2022 году в список конкурсантов не входили работы из США, Бельгии и Канады. Постоянные участники — Израиль и Великобритания — не приехали в 2023 году. Несмотря на временное отсутствие, позже фильмы, созданные в этих государствах, снова появились в программах российских фестивалей.
Есть и те, кто продолжил принимать участие в фестивалях, но в гораздо меньшем масштабе. В их число входят, например, североевропейские страны — Финляндия, Дания, Швеция. Они регулярно участвовали в течение 2018–2021 гг., но после 2022 года резко сократили свое присутствие. За последние три года от каждой их этих стран было представлено менее пяти фильмов.
Распространена и обратная ситуация. Фильмы из Китая, Италии, Сербии и Аргентины, с 2022 г. стали более заметными участниками российских фестивалей. Картины, произведенные в этих государствах, не только являются частью конкурсной программы, но и берут главные призы. Так, победителем «Зеркала» в 2024 году стал китайский фильм «Черный пес» режиссера Ху Гуан. В том же году первое место на «Послании к человеку» получила картина «Ночь темна. Прощай здесь и везде», снятая Сильваном Жоржем (производство Швейцарии и Франции).
Интерес к российским фестивалям приблизился к показателям 2021 года
В последние годы увеличилось число российских фильмов в международном конкурсе. В 2022-2024 гг. наибольшее количество фильмов на собственные фестивали подала именно Россия.
Несмотря на это, в среднем на пяти кинофестивалях ежегодно участвуют работы из 37 стран мира, помимо России. По сравнению с 2021 г., где было 43 страны-участницы, количество государств, от которых были поданы картины в 2022 г., значительно уменьшилось: осталось 26 стран. Та же ситуация наблюдается и с числом самих фильмов, участвовавших в международном конкурсе. Однако начиная с 2023 г., заметен рост: показатели постепенно приближаются к значениям, которые были до февраля 2022 года.
Комментарий Михаила Ратгауза, кинокритика и программного директора «Послания к человеку»
«Очевидно, что, начиная с 2022 года, собирать программу фестиваля стало тяжелее, все сильно изменилось. Мы столкнулись с глобальным кризисом доверия по отношению к России и к ее фестивалям, в том числе». При этом Михаил указывает, что договариваться насчет участия фильмов в российских кинофестивалях в 2024 году стало легче, чем в 2023. В 2024 году на «Послание к человеку» пришло больше заявок — из большего количества стран.
Настроение в киносообществе меняется. Михаил рассказывает, что в 2024 году получил первое извинительное письмо от одного молодого испанского режиссера, отозвавшего свой фильм за год до этого, незадолго до начала фестиваля. «Они <съемочная группа> подали заявку в 2023 г., но позже отказались от участия без объяснения причины. Я, честно говоря, даже обиделся на этих неизвестных мне молодых людей, но через год получил извинительное письмо от Кристиана (режиссера). Наши друзья в Европе укрепили его доверие к фестивалю. <Мы> даже вступили с ним после в переписку». Говорить, что подобные извинения — массовое явление, пока преждевременно, но письмо испанского режиссера было не единственным.
С 2024 года налаживается не только коммуникация с организаторами фестивалей, но и контакт с российскими зрителями. В последние годы значительно увеличилось число показов, где иностранные режиссеры на онлайн-трансляциях рассказывают про свою картину или участвуют в сессии вопросов и ответов с аудиторией. «Люди опасаются приезжать в Россию, но, тем не менее, не прочь представить свой фильм по зуму. Мы столкнулись с технической проблемой, желающих было слишком много, и мы не знали, как вместить всех в расписание».
Также отмечается, решение, отдавать ли картину на российский фестиваль, зависит от его престижа и репутации. Режиссеры чаще отправляют фильмы, если у них есть контакт с конкретным смотром. В 2024 году через полтора месяца после мировой премьеры на «Послании к человеку» состоялся показ фильма «Боганклох» знаменитого британского режиссера Бена Риверса. Это стало возможным, так как автор приезжал на кинофестиваль ранее, режиссер знаком с ним и доверяет команде, бренду.
Несмотря на сложную международную обстановку, фильмы, произведенные в западных странах, продолжают составлять основу ММКФ, «Зеркала», «Послания к человеку», «Флаэртианы» и «Докерa». В 2022 году многие государства не были представлены на российских смотрах, но позже продолжили участвовать. Из пяти фестивалей наиболее заметно география участия сократилась у ММКФ — его мы и рассмотрим далее.
ММКФ — главный пострадавший
Московский кинофестиваль имеет статус главного кинособытия России. Однако для многих режиссеров участие в ММКФ означает согласие с позицией руководства фестиваля и правительства России и может стать причиной бойкота смотра.
Например, по словам куратора секции короткого метра фестиваля Никиты Михайлова, после референдума в Крыму в 2014 году около 80% режиссеров, участвовавших в европейской программе Short matters! (короткометражные фильмы, попадающие в эту программу, показываются на нескольких крупных мировых фестивалях), отказались отправлять свои работы в Россию по политическим причинам.
В то же время в основной программе ММКФ в 2014 г. не произошло значительных изменений. На следующий год из нее исчезли представители Венгрии, Украины, Грузии и нескольких европейских стран (в частности, Швейцарии и Нидерландов). Однако крупные западные кинопроизводители остались. После 2014 г. в ММКФ продолжили участвовать США, Великобритания, Франция, Латвия и еще больше десятка европейских стран.
Ситуация поменялась в 2022 году: в конкурсной программе ММКФ стало гораздо меньше участников из западных государств. Также с 2022 по 2024 гг. на ММКФ не было подано ни одной картины от Казахстана и Индии и других менее значимых участников. Многие страны не принимали участия в главном государственном российском фестивале, но не перестали присутствовать на других отечественных международных смотрах (такой тип поведения встречается в нашем анализе чаще всего). Среди них США, Израиль, Нидерланды, Италия, Великобритания, Бельгия.
В то же время расширили свое присутствие другие страны: например, на фестиваль чаще стали приезжать работы из Румынии, Сербии, а также Аргентины и Мексики (от двух последних были поданы победители 2023 и 2024 гг.: «Три брата» Франсиско Хоакина Папарельи и «Стыд» Мигеля Сальгадо) и других стран. Впервые начали участвовать режиссеры из Уругвая и Катара.
В апреле 2025 г. прошел ММКФ. В этом году в составе участников можно отметить изменения, которые выбиваются из общего тренда 2022–2024 гг.
Впрочем, на фестивале все еще встречаются фильмы из стран, не симпатизирующих российской политике. В основном они участвуют во внеконкурсной программе ММКФ: хотя в ней и стало меньше европейских режиссеров, в 2024 году были показаны, например, короткий метр «Джаггернаут» (Италия) и триллер «Ибо ночь придет» (Франция, Бельгия).
Комментарий Сергея Сычева, кинокритика
«На Московском кинофестивале до Крыма конкурс был традиционно слабым и мало привлекал внимания. А вот внеконкурсные программы состояли во многом из лучших фильмов прошедшего сезона, их можно было посмотреть на Московском кинофестивале первыми. Это призеры международных фестивалей, лауреаты Оскара и всех крупных премий. Поэтому люди и ходили. На конкурс ходили меньше». Большинство победителей Московского кинофестиваля за последние 20 лет не вышли в российский прокат, за теми исключениями, когда главный приз получал российский фильм. Если на Московском кинофестивале побеждает зарубежный фильм, в прокат ни в какой, даже самый ограниченный, он не попадает. «Есть масса фестивалей, где самое сильное кино показывается вне конкурса. Для публики в сущности не важно — кто победит».
Некоторые фильмы и сейчас подаются на основной конкурс: скажем, за последние два года в нем участвовали картины из Германии, Японии и Канады. Первая как в 2019–2021 гг., так и в 2022–2024 гг. занимает третье место по количеству привезенных на смотр картин. Работы, произведенные в Германии, показали успешные результаты: например, немецкие фильмы «Шлимазл» и «Мартин читает Коран» получили несколько наград на родине и завоевали на ММКФ приз за лучшую женскую роль и диплом жюри соответственно.
Короткометражная антиутопия «Фи 1,618», созданная командой из Канады и Болгарии, в 2023 году даже была удостоена особого приза жюри — Серебряного Святого Георгия. Однако режиссер фильма Теодор Ушев отказался участвовать в церемонии награждения, прислав видео, в котором осудил вторжение в Украину. По его словам, он против бойкота России и прислал на фестиваль фильм о тоталитарном будущем, чтобы поддержать российских зрителей, однако принять приз означало бы для него выступить за провоенную позицию ММКФ.
Хоть среди участников Московского фестиваля и остаются европейские работы, их количество заметно сокращается, в то время как число фильмов, привезенных из незападных стран, растет.
Украина, Чехия, Польша и Латвия ушли с российских кинофестивалей
Есть страны, которые прекратили участвовать во всех отечественных фестивалях, но их список невелик.


Полностью из конкурсных списков после февраля 2022 г. исчезли картины из Польши и Чехии. От них в период 2018–2021 гг. было представлено 15 и 7 фильмов соответственно, начиная с 2022 года — ни одного. Примечательно, что картины, созданные в этих странах, на ММКФ прекратили появляться ещё раньше — польские с 2019 года, чешские — с 2012.
Также после 2022 г. останавливает свое участие в российских фестивалях Латвия. Существует еще несколько государств, которые до 2022 г. привозили суммарно 1–3 фильма, но об их уходе говорить преждевременно, так как их присутствие на смотрах и ранее носило эпизодический характер.
Отдельно стоит отметить Украину. Несмотря на политическую напряженность после 2014 года, фильмы, созданные в копродукции с Украиной, появлялись в конкурсе российских кинофестивалей дважды. В 2018 году участником фестиваля «Докер» стал фильм «Война снайпера» Оли Шектер (по данным официального сайта кинофестиваля «Докер», совместного производства США, Украины и России). Фильм рассказывает историю снайпера с антиамериканскими взглядами, поехавшего на Восток Украины. Помимо «Докера» работа была представлена на нескольких американских кинофестивалях.
Еще одна картина, созданная в копродукции с Украиной, в 2021 году получила главный приз фестиваля «Послание к человеку». Это был документально-исторический фильм Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст.» (Украина, Нидерланды). Он демонстрирует ужасающие события геноцида 1941 года в Украине и суд, последовавший за ним. Картина также была показана в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля. После 2022 года фильмов, произведенных в Украине, среди участников российских фестивалей нет.
Выводы
Несмотря на высокий уровень международной напряженности, большинство стран не ушли с российских кинофестивалей. Географическое разнообразие на отечественных смотрах сохранилось. Наиболее заметными странами-участницами остаются Германия и Франция. Продолжают принимать участие в фестивалях картины из Северной Америки и Европы. Значительные потери понес Московский кинофестиваль, самый масштабный российский смотр. Некоторые страны пропали из числа участников ещё после 2014 года, однако в 2022 году такая ситуация стала более распространенной. В основной программе ММКФ перестали появляться фильмы из США и крупных европейских стран. Однако государств, чьи фильмы по-настоящему ушли с российских кинофестивалей после 2022 года, мало. Среди участников ММКФ, «Докера», «Зеркала», «Послания к человеку» и «Флаэртианы» больше не встречаются картины из Польши, Чехии, Латвии, Украины.
Как мы собирали и анализировали данные
Мы изучали данные о фильмах, приезжавших на фестивали в разные годы (с 2010 года для ММКФ и с 2018 для других кинофестивалей).
Для большинства фестивалей данные были собраны напрямую с их сайтов. Исключение составляют «Зеркало» (программа за 2018-2019 гг. была взята с сайта Colta.ru) и ММКФ (дополнили информацию с сайта данными из официальных аккаунтов фестиваля в соцсетях и из агрегатора фильмов IMDb).
После этого мы унифицировали названия стран, и учли фильмы, произведенные в копродукции несколькими странами, и посмотрели, откуда приезжали фильмы в разные годы.
Главное ограничение, с которым мы столкнулись, состоит в сложности определения страны происхождения фильма. Официальная страна производства фильма может не совпадать со страной съемок или национальностью режиссера и съемочной группы. Также иногда фильм создается в копродукции нескольких стран, а в фестивальной заявке указывается только одна из них.
Реакцию стран-участниц фестивалей на события 2014 года мы проанализировали по данным с 2015 года, а на события 2022 года — уже начиная с самого 2022 года. Такое решение мы приняли, обнаружив, что значительные изменения в составе стран-участниц заметны в 2015 году по сравнению с 2014, а в 2022 году — по сравнению с 2021.
Страна производства — спорная категория? Мнение экспертов
Страна, в которой произведен фильм, отчасти является искусственной категорией, так как она не всегда отражает реальное место создания картины или национальную принадлежность съемочной группы. Помимо этого, внутри одного произведения может быть несколько сторон, представляющих разные страны и имеющих различные интересы.
Комментарий Михаила Ратгауза
Такого монолитного образования, как киносообщество, — нет. «Есть отдельные люди отдельные авторы, отдельные компании, отдельные политики (policy)». Внутри одной работы есть правообладатели и ее авторы, чьи мнения о судьбе картины могут расходиться.
Михаил рассказывает про случай, когда неоднородность позиций внутри одного фильма коснулись вопроса — может ли работа быть участником российского фестиваля? «У нас в прошлом году был фильм, за который мы боролись полтора года, датский, называется «Театр насилия». <…> У него была такая сложная, запутанная история, из которой мы таки вышли победителями. Внутри правообладания, условно говоря, было несколько сторон. Был правообладатель британская компания Docs Word, которая сначала не хотела нам давать фильм, а на следующий год дала. В 2023 г. не хотела, в 2024 г. — дала. Потом вмешались производители, датская компания — не продавцы, а те, кто делал, компания Made in Copenhagen, которая пыталась этот фильм выдрать из нашего конкурса в последний момент. Тут уже вмешался режиссер, как собственно автор, который был как раз на «Послании» в предыдущем году. Все это удалось решить, фильм у нас в итоге был, получил небольшой, не главный, но один из призов на фестивале. Это как бы история про разные стороны, интересно, вроде бы один фильм, западный со всех сторон — Британия и Дания, но вот внутри коллектива люди принимали противоположные решения. Мы, естественно, боролись, чтобы фильм остался у нас в программе.»
Резюмируя, можно отметить, что участие картины в том или ином фестивале зависит скорее не от ее географической привязки, а от решений и позиций конкретных людей, которые в ходе обсуждения могут менять свое мнение.
Идея о спорности понятия «страна-участница» находит отражение и в словах Сергея Сычева
В некоторых случаях страновая принадлежность фильма может не значить ничего. «Порой красивая география участия в международных фестивалях достаточно искусственная вещь, которая практикуется фестивальными программерами. <…> Могут быть фильмы, сделанные русскими, российские они граждане или нет, они сделаны русскими, но как бы от США — на базе США или выдаются за американские.» Иногда происходит так, что для представления фильма от определенной страны создается новое юридическое лицо, в этой стране зарегистрированное.
Несмотря на неоднозначность категории «страна-производительница», зритель считывает ее и продолжает ассоциировать фильм с указанным государством. Даже в тех случаях, когда декларируемый производитель не соответствует реальности, его связь с указанной в программе страной все равно несет политический смысл.
Над проектом работали
- Мария Борхсениус – менеджер проекта, текст, сбор данных
- Марина Гурова – анализ данных, текст
- Полина Налобина – сбор и анализ данных
- Тимофей Пересторонин – анализ данных
- Анастасия Трошина – инфографика, сбор данных
- Дарья Устюжанина – редактор
- Марина Панкова – редактор
- Женя Родикова – иллюстрация
- Алексей Куликов – сбор данных
- Ксения Тихомирова – инфографика
- Полина Матавина – анализ данных
- Илья Булгаков – куратор проекта
Также мы выражаем благодарность Михаилу Ратгаузу, Сергею Сычеву, Малике Кулдашбаевой, Надежде Андриановой, Ольге Зориной, Илье Воронцову и Тимофею Кочкару за экспертизу и рекомендации, которые мы получили в процессе работы.